Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся»
Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних – это одна из самых тревожных характеристик.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Меры по профилактике противоправного (в т.ч. преступного) поведения несовершеннолетних направлены на:
1. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с организацией благоприятных условий для их содержания, воспитания и развития;
2. Обеспечение правопорядка и уровня общественной безопасности путем сведения к минимуму фактов правонарушающего поведения несовершеннолетних;
3. Социальную реабилитацию несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению.
«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» особое внимание уделяется занятости обучающихся во внеурочное время. В первую очередь во внеурочную деятельность вовлекаются дети из неполных, малообеспеченных, многодетных семей, учащиеся группы риска. В образовательном учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий. С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного учреждения в школе проводятся следующие мероприятия: встречи с работниками правоохранительных органов; комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Артемовского городского округа классные часы по правовому воспитанию; просмотр видеороликов; анкетирование обучающихся; индивидуальные профилактические беседы с обучающимися. С родителями (законными представителями) обучающихся проводится постоянная коррекционная работа: индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, посещение на дому, приглашение на заседание Совета профилактики. Патронаж семей учащихся осуществлялся совместно с классными руководителями, психологами школы и другими специалистами системы профилактики. Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей.
Советы для родителей (законных представителей)
1. Разговаривайте со своим ребенком: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
3. Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.
4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет сигарета, наркотик или предложение совершить противоправное деяние.
7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.
9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.
10. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции.
11. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
12. Нельзя в пылу нервного возбуждения давать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
13. Разъясните своему сыну или дочери то, что с 14 и с 16 лет они несут административную и уголовную ответственность за совершенные правонарушения.
Уважаемые родители (законные представители)!
Интересуйтесь жизнью и увлечением Ваших детей, принимайте активное участия в его жизни. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.