Система
выявления и поддержки одаренных детей
Актуальность:
Выявление, поддержка, развитие и социализация
одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования
в России, поскольку от ее решение зависит интеллектуальный и экономический
потенциал государства. Образовательная практика показывает снижение
заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и
работе с одаренными учащимися. Остается острой проблема раннего выявления
одаренного ребенка, обеспечение грамотной психолого-педагогической поддержки
его гармонического развития и социализации.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми
требуют привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов,
психологов, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного
образования является взаимодействие педагогов и других специалистов с
родителями. Необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по
выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей.
Цель:
Развитие системы, позволяющей создать условия для
адресной психолого-педагогической поддержки одаренных и интеллектуально продвинутых
детей.
Задачи:
1.Обеспечение
личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения
одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.
2.Развитие
ресурсной базы: школы (кадровой, методической, материально-технической,
информационной, финансовой).
3.Совершенствование
научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными
детьми.
4.
Формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей.
Мероприятия, способствующие выявлению и развитию одаренных
детей и созданию оптимальных условий для развития
и реализации их творческого потенциала
№
|
Мероприятия
|
Мероприятия
|
Исполнители |
1 |
Обеспечение
высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры,
использование информационно-коммуникационных технологий на различных учебных
предметах. |
Постоянно |
Учителя - предметники |
2 |
Создание
временных творческих микрогрупп по
проблемам: -
Исследовательская работа учителя по выявлению мотивов учения; -
Разработка приемов и методов продуктивного обучения. |
1 полугодие |
Зам. директора по УВР, руководители МО |
3 |
Организация
консультативной помощи для учащихся, направленной на творческую
самореализацию школьников. |
постоянно |
Учителя - предметники |
4 |
Эффективные
формы стимулирования в школе: -организация
выставок творческих работ учащихся; -
своевременное поощрение успехов школьников; -
отправление благодарственных писем родителям учащихся; -
сообщение о заслугах родителей на общешкольных собраниях; -
организация конкурсов: «Ученик года», стихов, рисунков, сочинений, поделок из
природного материала. |
в течение года |
Учителя – предметники, классные руководители |
5 |
Проведение
школьных олимпиад по предметам конференций, проектных недель |
в течение года по плану |
Учителя - предметники |
6 |
Проведение
смотра художественной самодеятельности. |
апрель-май |
Классные руководители |
7 |
Привлечение
преподавателей ВУЗ-ов, спортсменов, работников музыкальных школ и других
специалистов. |
в течение года по плану |
Учителя – предметники, Зам. директора
по УВР |
8 |
Участие
учащихся в международных
конкурсах «Кенгуру»,
«Кенгуру-выпускникам»,«Русский медвежонок – языкознание для всех», «Бульдог»,
«ЧИП». |
в течение года по плану |
Учителя - предметники |
9 |
Организация
работы специальных элективных курсов |
в течение года по плану |
Учителя - предметники |
10 |
В
ведение в практику работы школы творческих отчетов. |
в течение года по плану |
Учителя – предметники, Зам. директора
по УВР |
11 |
Проведение
предметных недель. |
в течение года по плану |
Учителя – предметники, руководители
ШМО |
Мониторинг личностного
развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов
В
качестве средств выявления одаренности учащихся и средства повышения
социального статуса знаний в школе ежегодно проводятся предметные недели,
предметные олимпиады, конкурсы выставки.
Чтобы
повысить эффективность мониторинг, необходимо разработать пакет
диагностического инструментария, усилить поиск и изучение методик, основанных
на доступности, информативной емкости. По этой причине школа планирует:
1.Создать
банк тестов для диагностирования учащихся 1-11 классов по определению их
способностей;
2.Продолжать
пополнять банк данных одаренных детей;
3.Изучить
круг познавательных интересов и потребностей одаренных учащихся.
Отслеживание результатов будет проводиться силами
учителей и психолога школы.
Ожидаемые результаты
Реализация данной системы позволит:
-
усовершенствовать существующую в школе систему работы с одаренными детьми;
-
создать систему подготовки педагогических кадров для работы с одаренными
детьми;
-
внедрить в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации
обучения;
-
создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов
деятельности педагогов;
-
удовлетворить спрос родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие
развить творческий потенциал школьников.