Уважаемые родители! Наверняка каждый из Вас отлично знает, правша или левша Ваш ребенок. Тем не менее, помогите ребенку выполнить это тестовое задание, и, может быть, Вы узнаете о сыне или дочери немного больше. С помощью предлагаемого ниже теста Вы поможете ре¬бенку определить ведущую руку, ведущий глаз и ведущее ухо, а также в целом определиться, кто он: правша, левша или так называемый "амбидекстр" — человек, у которого в равной степени развиты функции обоих полушарий головного мозга.
Правила тестирования:
- Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.
— В ходе деятельности не фиксируйте внимание ребенка на том, какой рукой он действует.
— Результаты наблюдений заносите в бланк, выданный ребенку. Если в выполняемой пробе ведущими были правые рука, глаз, ухо — ставьте в соответствующую строчку букву П, если левые — Л, если невозможно определить ведущую сторону — П и Л.
Тесты на определение ведущей руки
1. Переплетение пальцев рук
Предложите ребенку быстро, не задумываясь, переплести пальцы обеих рук. Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
2. Аплодирование
При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей. Этот тест имеет большую информативную ценность.
3. Проведение вертикальных линий
Предложите ребенку проводить вертикальные линии на расстоянии 1- 1,5 см друг от друга сначала правой, а затем – левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, в среднем на 29% больше количества линий, проведенных другой рукой. (Ведущая рука чертит линии быстрее и чаше.)
Тесты для определения ведущего уха
1. Шепот
Скажите что-нибудь ребенку шепотом. При равенстве остроты слуха ребенок подставляет говорящему ведущее ухо; то есть ухо, которым легче и быстрее воспринимается услышанное.
2. Тиканье часов
Предложите ребенку оценить громкость тиканья часов. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одина¬ково ли слышит тиканье разными ушами.
Тесты для определения ведущего глаза
1. Моргание
Попросите ребенка моргнуть одним глазом. Открытым, как прави¬ло, остается ведущий глаз.
2. Подзорная труба
Рассматривание в "подзорную трубу" (попросите ребенка посмотреть на что-нибудь через сложенный трубочкой лист бумаги) осуществляется обычно ведущим глазом.
Теперь у Вас есть возможность определить ведущие руку, ухо и глаз Вашего ребенка. Для этого в нижней строчке бланка напишите букву, обозначающую руку (ухо, глаз), которая чаще всего была ведущей в тестах. Скажем, при выполнении 3-х проб на ведущую руку получились следующие результаты: П, Л и П, П. Ведущая рука - правая, пишем букву П. Если букв П и Л одинаковое количество, пишем букву А - равенство возможностей правой и левой руки (уха, глаза). После заполнения таблицы Вы будете знать индивидуальный профиль ре¬бенка. Он складывается из трех букв, обозначающих ведущие руку, ухо и глаз.
Теперь, используя приведенную ниже таблицу, Вы сможете опре¬делить, кто Ваш ребенок. Для этого найдите в левом столбце строку, в которой находится сочетание букв профиля Вашего ребенка и прочтите его характеристику в правом столбце.
По результатам тестирования Ваш ребенок в бланке отметит:
"Мой индивидуальный профиль —________. (Здесь он напишет буквы, обозначающее его ведущие руку, ухо и глаз.)
"Это значит, что я___________". (Здесь он напишет, к какой категории людей он относится: чистый правша, праворукий и т.д.)
Будет просто замечательно, если Вы проведете этот тест и на себе, а затем обсудите с ребенком свои результаты.
Варианты профиля Характеристика типа
Варианты профиля |
Характеристика типа |
|
ППП |
чистый правша |
|
ППА ПАЛ ПАП ПЛА ПАА ППЛ ПЛП ПЛЛ |
праворукий |
|
ААА АПЛ АПП АЛП АПА ААЛ ААП АЛА |
амбидекстр (одинаковое развитие функций обоих полушарий мозга |
|
АЛЛ ЛПП ЛПА ЛПЛ ЛАП ЛЛП |
леворукий |
|
ЛАЛ ЛАА ЛЛЛ ЛЛА
|
чистый левша |
Итак, только что Вы вместе с ребенком провели диагностическое обследование, цель которого — выделение ведущего полушария, играющего основную роль в выполнении операций, прежде всего связанных с речью. О влиянии доминирования левого или правого полушария на особенности психического развития Вы узнаете позже. Здесь же хотелось бы сказать, что нередко так называемое "скрытое левшество" (переученные левши или дети с одинаковым развитием функций обеих рук, а также де-ти с ведущей правой рукой, но с ведущими левым ухом и левым глазом) является причиной трудностей в овладении грамотой. ЕСЛИ у Вашего ребёнка есть такие проблемы, и Вы в ходе тестирования выявили соответствующий профиль, — проконсультируйтесь у логопеда.