НАЙДИ НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ

Психолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенно озабочены родители первоклассников — они ведь очень хотят, чтобы их ребенок отлично и с увлечением учился, и готовы приложить усилия для оказания ему помощи в этом.
Один из важнейших показателей креативности — развитое воображение. Богатое воображение позволяет вырваться из рамок сиюминутной реальности, создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Предлагаемые ниже упражнения не требуют никаких специальных методических пособий или стимульных материалов и могут проводиться с детьми в условиях самой обычной квартиры с применением самых обычных предметов. Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.
Со стороны родителей потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка выполнять задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основа
тельно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир.
Важнейший девиз в процессе этой работы — «Найди необычное в обычном!
»

Упражнение 1.
«Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение 2.
«Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должно «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

Упражнение 3. «Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.
Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение 4.
«Новый способ
применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде мамы открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

Упражнение 5.
«Волшебные названия»

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Родители могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

Упражнение 6.
«Что оттуда видно?»

Мама просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).
Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих первоклассников.

Упражнение 7.
«Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку?
Детям свойствен интерес к предметным играм, в которых используется многофункциональность каждой вещи. Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

Упражнение 8.
«Соединение предметов»

Неожиданные и удивительные свойства могут возникнуть у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно рисовать карандашом и кисточкой. Получается забавно! Мама может попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное.
Это упражнение уже вплотную приближает ребенка к способам и приемам изобретательства — той области, где творческие способности играют главнейшую роль. На этом уровне воображение становится по-настоящему конструктивным и творческим.

Упражнение 9.
«Сказки-наоборотки»

Это хорошо известный психологам прием развития воображения. Пусть мама назовет ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

Упражнение 10.
«Сочинение сказок»

Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Мама их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

Упражнение 11.
«Встреча сказочных героев»

Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

Упражнение 12.
«Общая сказка»

Игра с мамой в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ребенок продолжает. Если в семье есть еще братья и сестры — тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

Упражнение 13.
«Заполни середину»

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу...»; «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Возможно, для придумывания связного рассказа ребенку не обойтись без помощи родителей. Эту помощь можно оказать, задавая наводящие вопросы (например, ко второму заданию: «Как ты думаешь, куда ехал грузовик? Что он вез?» и т.д.) или вставляя в рассказ ребенка фразы, продолжающие его мысль и подталкивающие его к следующему логическому ходу.
Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удастся объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

Упражнение 14.
«Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:
1) тигра, который пробирается в джунглях;
2) робота;
3) парящего над скалами орла;
4) королеву Франции;
5) инопланетянина;
6) кипящую кастрюлю;
7) авторучку, в которой кончились чернила;
8) букву А;
9) цифру 8.
Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать членам семьи. После показа остальные должны угадать, что показано.

Упражнение 15.
«Фантастический рисунок»

В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть:

животное с другой планеты;
самый необычный домик;
злой волшебник в детстве;
грустный компьютер;
хитрость и т.п.

Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей с помощью родителей.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор
психологических наук