Эксперимент направлен на формирование модели школы, в которой внедряется профильное кадетское образование оборонно-спортивного профиля, реализуется художественно-эстетическая культура средствами дополнительного образования, развивается духовно- нравственное образование школьников.
Наименование организации:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4» города Коряжмы.
Исполнитель:
О.Ф. Кудрявцева - директор МОУ «средняя общеобразовательная школа №4», администрация, педагогический коллектив.
Социальный заказчик:
Социум.
Актуальность:
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного образования и воспитания школьников связана со следующими положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей
Важность и актуальность выбора темы обусловлена тем, что в школе необходимо создать непрерывное и систематическое нравственное образование, которое будет являться необходимой частью общего среднего образования, без которого невозможно дальнейшее полноценное развитие и воспитание личности человека.
Нравственное образование - это вечная ценность человечества, системообразующий незаменимый компонент общего образования, лежащий в первооснове общественного и нравственного воспитания людей.
Нравственное воспитание в школе представляется особо значимым сейчас потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина, школа прежде всего должна видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Духовно-нравственное воспитание - это передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образования.
Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Гипотеза - непрерывное систематическое нравственное образование в школе способствует полноценному формированию личности человека как гражданина.
Объект эксперимента - непрерывный процесс формирования нравственного сознания школьников.
Предмет эксперимента - духовно - нравственное образование в учебно – воспитательном процессе.
Цель эксперимента:
Апробация системы и содержания нравственного образования в школе и его освоение учащимися, отработка структурных элементов непрерывного нравственного образования, как нового системообразующего компонента общего среднего образования.
Результат эксперимента – формирование нравственных качеств личности каждого обучающегося.
Общие задачи:
1. Внедрение современного содержания нравственного образования и воспитания в учебно - воспитательный процесс школы;
2. Апробация и внедрение курсов основ морали на всех уровнях обучения в школе:
1 ступень, (1-4 классы) – курс «Азбука нравственности»;
2 ступень, (5-9 классы) – курс « Грамматика нравственности»;
3 ступень, (10-11 классы) – курс «Основы морали»;
апробация соответствующих методических и учебных комплектов
для учителей и обучающихся;
3. Формирование системы кадетского образования как особой образовательной и воспитательной структуры, обеспечивающей развитие духовно-нравственных качеств личности кадетов;
4. Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;
5. Развитие эстетической культуры личности через приобщение к декоративно-прикладному искусству и художественной деятельности;
6. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.